Симон Соловейчик о воспитании

Соловейчиковские чтения «Педагогика для всех»

Цикл вебинаров

Книга «Педагогика для всех» не предписывает, как жить и каким быть. Она исследует, при каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких непременно будут трудности.

Купить книгу
изображение книги

Книга первая. Человек для человека

Глава 1. Цели воспитания

1
иконка видеоплейера

Вебинар 1

Скачать материалы
Краткое содержание книги
стр. 20-33
1-1-1 Отчего в одинаковых условиях в одних семьях вырастают хорошие дети, а в других плохие? Педагогика для всех не предписывает, как жить и каким быть: она исследует, при каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких непременно будут трудности.
1-1-2 Воспитание кажется несложной работой – почему этот взгляд обманчив.
1-1-3 Дети затрудняют нам жизнь, но и помогают нам в самом главном – управиться с самим собой. Ответы на бытовые вопросы воспитания нужно искать в этической сфере.
1-1-4 Чем отличается детный человек от недетного?
1-1-5 Чего мы ждем от детей? Радости, конечно, чего же еще.
1-1-6 Источник педагогических разочарований (реальный ребенок не отвечает образу Идеального Ребенка; противоречие между образом Идеального Ребенка и образом Человека).
1-1-7 Каковы на самом деле цели нашего воспитания?
1-1-8 Самостоятельный – свободный – ответственный. Несвободного за ложный выбор наказывает кто-то, свободного за неудачный шаг наказывает жизнь. Свобода человека определяется источником наказания за ошибки; совершенно свободен человек, если источник наказаний в нем самом, и нигде больше.
1-1-9 Самоосвобождение – собственное действие по добыванию свободы. Воспитание – это научение свободе, научение самоосвобождению.
1-1-10 Шаги ребенка к свободе – от рождения до выхода в собственный мир.

Результаты голосования

Из рассмотренных на видеоконференции цитат победителями голосования стали следующие:

  • иконка галочкиСамостоятельность — это и есть первая цель воспитания. (стр. 26)
  • иконка галочкиОтчего в одинаковых условиях в одних семьях вырастают хорошие дети, а в других плохие? (стр. 20)
  • иконка галочкиКогда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как думают, а облегчаем, и притом опасно облегчаем. Мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность, мы перехватываем у жизни право наказания, мы ставим заглушку на источник самостоятельности. (стр. 27)
  • Самостоятельность — это и есть первая цель воспитания. (стр. 26)
  • Отчего в одинаковых условиях в одних семьях вырастают хорошие дети, а в других плохие? (стр. 20)
  • Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как думают, а облегчаем, и притом опасно облегчаем. Мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность, мы перехватываем у жизни право наказания, мы ставим заглушку на источник самостоятельности. (стр. 27)
  • Макаренко открыл, что жизни на свободе можно научить только жизнью на свободе. Он и преступников учил свободе — свободой, ответственности — ответственностью, а не лишением того и другого. (стр. 32)
  • Нам не справиться ни с одной загадкой в воспитании и не ответить ни на один самый простой вопрос, пока мы не знаем, для чего мы сами-то призваны в жизнь. (стр. 22)
  • Воспитание — это научение свободе, научение самоосвобождению. (стр. 29)
  • Свобода человека определяется источником наказания за ошибки; совершенно свободен человек, если источник наказаний в нем самом, и нигде больше. Для такого человека полная свобода поведения — это максимум ответственности, это крайне напряженная нравственная и духовная жизнь. (стр. 27)
  • Ускользающий от нас секрет слова «самостоятельность» заключается в том, что самостоятельный — значит свободный. То есть у него шире пространство жизненных выборов. (стр. 26)
  • Образ Человека мы конструируем для взрослой жизни, в нем главное — самостоятельность. А образ Ребенка нужен нам такой, чтобы легче было справиться с трудной работой воспитания, в нем главное — несамостоятельность, потому что своевольным ребенком сложнее управлять. Образ Человека — для одной цели (жить!), а образ Ребенка — для другой (воспитывать!). (стр. 25)
  • Достичь подлинной самостоятельности можно только самоосвобождением. (стр. 28)
  • Порыв к самоосвобождению, поддержанный старшими, и дает самостоятельного, свободного, раскованного — воспитанного — человека. Да и вообще освобождаться увлекательнее, чем воспитываться. (стр. 29)
2
иконка видеоплейера

Вебинар 2

Скачать материалы
Краткое содержание книги
стр. 33-78
1-1-11 Высокие слова в педагогике: совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость, счастье, красота, добро, вера, надежда, любовь, справедливость, нравственность, долг, дух, душа, духовность.
1-1-12 Вся сила и весь разум мира – в доброте и честности, в любви и совести.
1-1-13 Любовь и совесть – кислород нравственной атмосферы, в которую каждый из нас погружается с первым вздохом.«Любовь и совесть правят миром». Главное слово – «и». Союз. Соединение. Слияние. Содействие. Сосуществование.
1-1-14 Если мы хотим, чтоб наши дети выросли добрыми и честными людьми, то мало быть такими же по отношению к детям, хоть это трудно. Надо еще и верить в любовь и совесть – и более простого способа достичь своей цели в воспитании нет.
1-1-15 Как вырастить хороших людей в дурных обстоятельствах? // Сбережение нравственных богатств.
1-1-16 Простые правила детского общежития для будущего первоклассника.
1-1-17 «Нельзя» и «Невозможно». О бессодержательности «нельзя». Возможности воспитания.
1-1-18 О счастье.
1-1-19 Главный педагог – народ, главный учебник педагогики – язык. Язык и Пушкин – важнейшие источники этических и педагогических понятий.
1-1-20 Как воспитывать детей? Каждую минуту и всей душой желать им счастья!
1-1-21 Чтобы наши дети нашли свое счастье, они должны стремиться к нему. Если бы удалось пробудить желание жгучего, неукротимого счастья, оно стало бы главным воспитателем в нашем доме и сделало бы все остальное. Когда родители желают счастья ребенку, верят в него, они заражают ребенка этим стремлением. Счастье – состояние абсолютной полноты, когда счастливее быть нельзя. Искусство воспитания – воспитание духа.
1-1-22 Ничего не желающий человек никогда не узнает счастья. Счастье – состояние души, возникающее при достижении желаемого. Для воспитания счастливых детей необходимо, чтобы хоть кто-нибудь в его окружении был счастлив, заражал его желанием счастья и поддерживал веру в его возможность.
1-1-23 Минуты отцовского счастья.
1-1-24 Вопрос вопросов: Что же сделать, чтобы дети были счастливы?
1-1-25 Жить по совести, исполнять свой долг перед правдой, чувствовать себя счастливым.
1-1-26 У человека есть духовные стремления; когда они удовлетворяются, он чувствует себя счастливым.
1-1-27 У человека есть духовные стремления; когда они удовлетворяются, он чувствует себя счастливым.
1-1-28 Что такое детство? Детство – не подготовка к будущей жизни, оно и есть сама жизнь человека. Счастью учатся в детстве. Стремлением к счастью на всю жизнь заражаются и заряжаются в детстве.
1-1-29 Дети не должны плакать!
1-1-30 Бабушка получила наследство. Телевизор.
1-1-31 Каких людей любят люди? Дразнилки – моральный кодекс детей.
1-1-32 Главное требование к человеку: быть самим собой, не старайся казаться лучше, чем ты есть.
1-1-33 «Правда» – ключевое понятие воспитания и духовной жизни. Истина и правда.
1-1-34 Правда – возвышение человеческого достоинства, мера человека. Правда – в человечности, в гуманизме, высочайшем уважении к достоинству человека. Другой правды нет. Воспитание идет только до тех пор, пока между воспитателем и воспитанником – правда во всем, и устанавливает эти отношения правды и справедливости взрослый.
1-1-35 У нас нет права на душу ребенка. Говорение правды, правдивость – важное свойство. Но еще важнее правдивость поведения. Расти цельным, подлинным, искренним человеком – значит, расти без страха перед людьми, их укорами и насмешками, не бояться выглядеть глупым, смешным, отстающим. Исключить принуждение из арсенала воспитательных средств. Лишь то воспитание прочно, которое приучает ребенка быть самим собой. Быть, а не казаться.
1-1-36 Две трудные проблемы у воспитателя: как вырастить доброго, честного, правдивого человека и когда вырастишь доброго и правдивого человека, то как ему жить? Воспитание должно дать человечность и сильный дух.
1-1-37 Общее свойство всех духовных процессов: неразрешимость противоречий.
1-1-38 Воспитательная мощь человека: духовная сила соединять противоречивые духовные движения в одно, достигать гармонии, нравственной красоты.
1-1-39 Создать более правильный образ ребенка и развить свою воспитательную силу – две задачи педагогики.

Результаты голосования

Из рассмотренных на видеоконференции цитат победителями голосования стали следующие:

  • иконка галочки Лишь то воспитание прочно, которое приучает ребенка быть самим собой. Быть, а не казаться. (стр. 72)
  • иконка галочки Для воспитания честных и добрых людей необходимо верить в правду и любовь. Детным людям нельзя не верить в красоту нравственного мира, иначе мы не воспитываем, а развращаем детские души. (стр. 37)
  • иконка галочки Без высоких слов: совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость, счастье, красота, добро, вера, надежда, любовь, справедливость, нравственность, долг, дух, душа и духовность, – нам не справиться с детьми. В высоких словах может содержаться ложь, но без них все оборачивается ложью неминуемо. (стр. 33)
  • Без высоких слов: совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость, счастье, красота, добро, вера, надежда, любовь, справедливость, нравственность, долг, дух, душа и духовность, – нам не справиться с детьми. В высоких словах может содержаться ложь, но без них все оборачивается ложью неминуемо. (стр. 33)
  • Для воспитания честных и добрых людей необходимо верить в правду и любовь. Детным людям нельзя не верить в красоту нравственного мира, иначе мы не воспитываем, а развращаем детские души. (стр. 37)
  • Трудно держать в уме множество воспитательных целей, все равно не удержишь. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно, все остальное приложится. (стр. 38)
  • В большинстве своем взрослые понимают слово «невозможно». Однако благоразумнейшие люди буквально теряют разум, когда дело касается воспитания детей. Они, как маленькие, перестают понимать значение слова «невозможно», не принимают его смысла, чуть не плачут — как так? Запреты природы им понятны, запреты педагогики оскорбляют их. Как так? Я директор, я все могу, мне подчиняются тысячи людей, а с этим мальчишкой я не могу справиться? Не может этого быть! (стр. 40)
  • Не в том беда, что родители помогают детям, а в том, что они считают, будто этого достаточно. (стр. 45)
  • Многие несчастья в жизни оттого, что человек считает долг обузой. Соединим в сознании ребенка долг и радость — и больше ничего для воспитания не нужно. (стр. 53)
  • Лучше, конечно, закалять ребенка; но можно и не закалять. Лучше не кутать; но можно и кутать. Но плакать детям нельзя. Не обижайте маленьких! Это опасно для их здоровья. (стр. 57)
  • Разоблачая ложь, мы гордимся своей проницательностью, но меньше любим своего ребенка, и он меньше любит нас. (стр. 70)
  • Лишь то воспитание прочно, которое приучает ребенка быть самим собой. Быть, а не казаться. (стр. 72)
  • Педагогика не является наукой о хорошем устройстве в жизни. Педагогика – наука об искусстве воспитания здоровых, самостоятельных, честных, добрых, счастливых людей, и не больше. (стр. 74)

Глава 2: Условия воспитания

3
иконка видеоплейера

Вебинар 3

Скачать материалы
Краткое содержание книги
стр. 79-118
1-2-1 Чем меньше в педагогике назидательности, тем она педагогичнее. Педагогика: наука или искусство? Без неточных понятий – любовь, сердце – в педагогике ничего нельзя ни объяснить, ни предсказать; наука перестает быть наукой.
1-2-2 Различие воспитания в школе и дома: для воспитания тысячи детей нужна наука управления, для воспитания одного – наука общения, а это принципиально разные науки.
1-2-3 Детей воспитывают не по науке, а по вере. Педагогическая вера живет в нас: нас не только воспитывали так или иначе, нас при этом учили воспитывать своих будущих детей.
1-2-4 Необъяснимость результатов воспитания может пошатнуть распространенную педагогическую веру. Где закономерность? В одних семьях за детьми смотрят, а они вырастают дурными людьми, в других семьях дети растут без присмотра и вырастают хорошими людьми.
1-2-5 Несовпадение обстоятельств и взглядов: вера – прежняя, здравый смысл – прежний, условия воспитания изменились до неузнаваемости.
1-2-6 Прежняя педагогическая вера, живущая в нас, складывалась во времена, когда поведение ребенка регулировалось только извне – побоями, страхом. Новая вера: мы верим, что человека можно обучить и воспитать без страха. Поступками человека движет не страх, а что-то другое.
1-2-7 На каждые условия – свое воспитание. При росте благосостояния должна расти и духовность.
1-2-8 Воспитание в прежние времена: другие цели, другие возможности родителей. Воспитание: от общественного – к индивидуальному.
1-2-9 Общение родителей с детьми: двенадцать минут в день! Надо научиться воспитывать в полчаса в день.
1-2-10 Существует ли воспитание без воспитания?
1-2-11 Учу одному, а научаю – другому.
1-2-12 Поступать педагогически – то есть худшим образом! Урок № 1 и урок № 2 в каждом воспитательном событии – цель и средства.
1-2-13 Граница между нравственностью и безнравственностью: за чей счет человек добивается своих целей. Все, в чем нет посягательства на человека, – нравственно.
1-2-14 «Не посягай!», «Не затрудняй!» – главные/важные педагогические заповеди.
1-2-15 Цели – духовность, средства – нравственность, мораль – принятые в обществе правила нравственности. Воспитание – обучение нравственной жизни, нравственным средствам. Нравственность – нижняя граница дозволяемого совестью. Верхней границы нет: духовность бесконечна.
1-2-16 Воспитание – обучение средствам для достижения своих и общих целей. Всегда ли наши воспитательные средства соответствуют нашим целям?
1-2-17 Дихотомия в воспитании: культурный ряд, умственное развитие, учение и нравственный ряд, навыки обращения с целями, навыки выбора нравственных средств. Нравственное воспитание и является главным. Только оно и есть воспитание.
1-2-18 Влияние элемента отношения на нравственность детей: чем отношения слабее (например, в детсадовском воспитании), тем меньше влияния на нравственность детей. Совершенные и несовершенные родители.
1-2-19 Только нравственное, духовное воспитание – подлинное воспитание; только нравственное, духовное воспитание возможно в нынешних условиях, когда у родителей на ребенка есть всего полчаса в день.
1-2-20 Привести образ воспитания в соответствие с образом жизни. Что мы выбираем: культурный ряд или нравственный? Из двух целей выберем важнейшую, сделаем крен на воспитание нравственности – это и есть переход в новую педагогическую веру. Нравственное воспитание – это воспитание без воспитания. Нравственное, духовное воспитание идет сутки напролет. Нужна трата души, а не времени, души, а не одних только нервов. Лучше становимся мы, лучше становятся наши дети.
1-2-21 Загадка: почему в разных странах воспитание разное, а результаты одинаковые? Чтобы дети выросли нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, что мы можем добиться, не посягая на него. Будет нравственность – будет все; не будет нравственности – ничего не будет.
1-2-22 «Я тебя ненавижу!» Не укрепить случайно вспыхнувшее зло в душе ребенка.
1-2-23 Выбор между педагогикой пресечения и педагогикой противопоставления, когда злу противопоставляется добро. Чтобы воспитывать ребенка, нужно вырабатывать в себе сильную, эффективную педагогику, сознательно обновлять свою педагогическую веру.
1-2-24 Лишь бы ребенок любил хоть кого-нибудь! Был способен любить!

Результаты голосования

Из рассмотренных на видеоконференции цитат победителями голосования стали следующие:

  • иконка галочки Лишь бы ребенок любил кого-нибудь! Был способен любить! Тоненький стебелек детской любви – любви к отцу с матерью, к чужому человеку, к кому-нибудь... Вдумаемся: ведь все, что в мире есть хорошего, в конечном счете вырастает на этом стебельке. (стр. 118)
  • иконка галочки Дети вырастают бескультурными не потому, что им дают мало культуры, а потому, что им пытаются привить одну лишь культуру, без нравственности. (стр. 108)
  • иконка галочки Чтобы дети выросли нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, чего мы можем добиться, не посягая на него. (стр. 111)
  • Чем меньше назидательности в литературе, тем она художественнее. Но это правило касается и педагогики: чем меньше в ней назидательности, тем она педагогичнее. (стр. 79)
  • Условия воспитания стали хуже, если целью воспитания является послушание сначала родителям, потом – жизни. Приучать ребенка к послушанию стало почти невозможно. Но условия воспитания сильно улучшились, если целью является самостоятельный человек. (стр. 93)
  • Учу одному – а научаю другому. Не этим ли объясняется, отчего на одних и тех же сказках вырастают и хорошие, и дурные дети? (стр. 95)
  • Дети – тяжелое бремя, и не потому, что они шумят, требуют внимания и расходов, а потому, что приходится жить по правде. (стр. 102)
  • Человек живет не в диапазоне между недозволенным и дозволенным, а бесконечно свободно – но с твердым основанием нравственности. (стр. 102)
  • Дети вырастают бескультурными не потому, что им дают мало культуры, а потому, что им пытаются привить одну лишь культуру, без нравственности. (стр. 108)
  • Ребенок видит только щелочку света, пробивающуюся под дверью, за которой работает отец, но в ней больше педагогической силы, чем в тысяче поощрений и в миллионе наказаний. (стр. 109)
  • Чтобы дети выросли нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, чего мы можем добиться, не посягая на него. (стр. 111)
  • Поучения – как антибиотики, они лечат поначалу, а потом вирусы привыкают к ним. (стр. 114)
  • Лишь бы ребенок любил кого-нибудь! Был способен любить! Тоненький стебелек детской любви – любви к отцу с матерью, к чужому человеку, к кому-нибудь... Вдумаемся: ведь все, что в мире есть хорошего, в конечном счете вырастает на этом стебельке. (стр. 118)

Глава 3: Средства воспитания

4
иконка видеоплейера

Вебинар 4

Скачать материалы
Краткое содержание книги
стр. 119-162
1-3-1 Воспитание без воспитания – без прямых средств воздействия, без наказаний. Но с чем? Что воспитывает ребенка?
1-3-2 Страсть к воспитанию – одна из первых человеческих страстей. Посягать на ребенка так называемым воспитанием – это и есть бескультурье. Все задачи педагогики сводятся к тому, чтобы окультурить природную воспитательную страсть.
1-3-3 У педагогики два основания: психология и этика. Не задумываясь о нравственных основаниях воспитания, от ребенка ничего не добиться ни методами, ни средствами, ни «коррекцией».
1-3-4 Не надо переделывать ребенка. Не надо переделывать себя. Наши усилия должны быть направлены не на ребенка, не на себя, а на главное – на отношение к ребенку. Случай в доме сирот. Судьба ребенка зависит от отношения к нему. Если я хочу вырастить человека для человека, я и должен относиться к ребенку как к человеку, и никакого другого способа справиться с задачей нет.
1-3-5 Хорошо относиться к ребенку значит победить в себе воспитательную страсть. Что может дать ребенку раздражительный отец? А раздражающий отец? Если мы переменим свое отношение к детям, то, может быть, они станут терпимее к нам, и мы найдем тот единственный способ воспитания, который нам и доступен, и детей захватывает.
1-3-6 Мы воспитываем не ребенка, а человека. «Прошу считать меня человеком!»
1-3-7 «Детям так плохо, когда в них не верят!» За свою веру в человека надо бороться. Мы не потому не верим в детей, что они плохие, а дети потому и становятся плохими, что мы в них не верим. Тихое слово действует сильнее громкого, а несделанное замечание сильнее выговора. Вера в человека улучшает человека.
1-3-8 Не смейте подозревать ребенка в дурном! Даже если для подозрения есть все основания. Презумпции детской невиновности у нас отчего-то нет.
1-3-9 Чрезмерные заботы о будущих качествах ребенка мешают сегодня увидеть его. Оттого что мы относим результаты нашей работы в будущее и только в будущее, мы воспитываем вслепую. Не ждать от детей слишком многого. Все дети – чудо, и потому – обыкновенное чудо.
1-3-10 Из-за страха перед будущим ребенка рвется душевная связь с ним. Ребенок вырастает человеком там, где царит надежда на лучшее, а не страх перед худшим.
1-3-11 Понимание – основа общения. Счастье – когда тебя принимают. Мы любим тех, кто принимает нас. Любить – значит принимать человека таким, какой он есть.
1-3-12 Ребенка постоянно оценивают. Нельзя, чтоб жизнь ребенка превращалась в вечный экзамен, а мы, родители, были вечными экзаменаторами. Добро начинается с принятия непонятного и неприятного в человеке. Вот в чем труд души, все остальное никакого труда не составляет.
1-3-13 Виноват – значит, нелюбим. Любимые не виноваты!
1-3-14 Что значит – принимать ребенка?
1-3-15 О спасительном великодушии
1-3-16 Если мы научимся видеть в ребенке другого, непохожего на нас человека, то нам будет гораздо легче принять нашего ребенка. Только в том случае, если я научусь смотреть на ребенка как на другого человека, я научусь уважать его, я смогу говорить с ним открыто, непредвзято, без поучительства. У меня нет превосходства перед ним, мы не можем ни в чем сравняться, мы разные: он другой и я другой.
1-3-17 Воспитание ребенка – это подвиг бескорыстия. Мелкое, незаметное, педагогическое корыстолюбие – вот что губит наших детей. Вырастить детей, ничем не поступаясь, невозможно.
1-3-18 Риск – труднейшее из педагогических воспитаний. Жизнь есть риск, и воспитание – тоже риск. Не рискуя, не проживешь, не рискуя, не воспитаешь человека. Воспитание – работа без гарантированного результата, и чем больше будем мы требовать гарантий успеха, тем хуже будет результат. Воспитание без риска жизнью и судьбой невозможно.
1-3-19 Воспитание – это терпение. Странная педагогическая логика: «Как сегодня, так и всегда». Старый, вечный педагогический грех: мы ждем от ребенка всё и сейчас. Мы требуем немедленной отдачи от наших усилий, иногда мы даже получаем ее, но при этом и не подозреваем, сколько потеряли.
1-3-20 Ужасные «дважды два». А и всего-то ребенку в его ужасные «дважды два» нужно немножко внимания от нас, немножко движения для себя и много, очень много терпения от всех взрослых. Если мы не можем уделить сыну достаточно внимания, то поймем хотя бы, что ребенок ни в чем не виноват, когда требует его, и не за что его бранить и шлепать. Мы устаем от детей не потому, что они надоедливы, а потому, что мы общаемся с ними вполсилы, вполдуши.
1-3-21 Время терпеть – когда у детей наступает подростковый возраст. Всё меняется в глазах подростка, но одно должно остаться непоколебимым: уверенность в родительской любви и поддержке.
1-3-22 Три модели воспитания. Модель «правила движения»: поучения, нотации, правила.
1-3-23 Модель «сад-огород»: выпалываем сорняки-недостатки ребенка и прививаем ему отдельные положительные качества.
1-3-24 Модель «кнут и пряник»: за дурной поступок наказать, поругать, пожурить, за добрый – наградить.
1-3-25 Дети сами смягчают наши сердца – своим существованием, смехом, шалостями. Молитва. Если бы не было эти чудесных гостей на земле – детей, то мир погиб бы не от старости, нет, еще прежде – от бездуховности своей. Как мало нужно для хорошего воспитания! Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребенку – человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно: человеческое.

Книга вторая. Человек в человеке

Глава 1. Воспитание сердца

1
иконка видео-камеры

Вебинар 5

Записаться
Вебинар состоится 28 февраля 2018 г. в 18:00 мск
Участие: бесплатно
Краткое содержание книги
стр. 164-226
2-1-1 Внутренний мир человека и есть его личность. Личность – целеустремленная система, вне целей ее просто нет. Целеустремленность – не черта внутреннего мира, а сам внутренний мир. Личность полностью зависит от важности и нравственности цели. Воспитание – это целеуправление, целенаправление. Мы управляем не ребенком, а его целями, если умеем управлять ими.
2-1-2 Самое эффективное воспитание – это воспитание желаний. Надежное поведение выглядит так: доброе желание – добрый поступок.
2-1-3 Культура желаний – самая трудная, самая неподдающаяся часть педагогики. Желания – не одно из проявлений личности, а сама личность. Воспитание желаний – воспитание всей личности ребенка.
2-1-4 Когда же я научусь обуздывать себя? Не ребенка обуздывать, а себя? Мальчик лучше меня. Он учит меня постоянно – педагогика от Матвея. Не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Уважать человека – значит уважать его желания.
2-1-5 Две потребности ребенка: потребность в безопасности и потребность в развитии, стремление быть и стремление жить. Две потребности, мешающие одна другой и необходимые одна другой, живут в человеке ,борются между собой и питают одна другую. Худшая половина человечества переозабочена своей безопасностью, а лучшая отдается потребности в развитии. Все дурные желания связаны с потребностью в безопасности, а все добрые – с потребностью в развитии.
2-1-6 Потребность в безопасности распадается на две части: потребность в личной безопасности и потребность в коллективной безопасности – на безопасность-Я и безопасность-Мы. Существование двух этих потребностей делает необходимой нравственность.
2-1-7 Нужда в безопасности у человека так велика, что он испытывает наслаждение, заглянув в пропасть опасности. Все это – победа над страхом.
2-1-8 Привычка – застывшее желание. Личность ребенка – сумма его привычек.
2-1-9 Как развивается мир привычек и формируется мир ценностей.
2-1-10 Безопасность-Я и безопасность-Мы: «свои» и «чужие».
2-1-11 Развитие определяет систему ценностей ребенка. Только развитие, только удовлетворение тяги к развитию делает безопасной тягу к безопасности.
2-1-12 Два дара: любознательность и воображение. Игра – средство для развития воображения. Человек без воображения добрым быть не может.
2-1-13 Развитие – это расширение границ внутреннего мира. Развитие навязать невозможно. У человека должна быть тяга к развитию, непреодолимая потребность.
2-1-14 Продолжительность развития важнее его скорости. Раннюю остановку в развитии мы предотвратить не в силах; но продолжительность нормального развития почти целиком зависит от воспитания.
2-1-15 Противоречие между естественной программой развития ребенка, заложенной природой, и орудийной, культурной.
2-1-16 Любознательность – мотор психического развития. Когда развитие останавливается, любознательность иссякает, воображение тускнеет. От любознательности зависит учение ребенка в школе и его интерес к людям. Интерес к человеку и определяет душевные свойства ребенка.
2-1-17 Внутренний мир ребенка почти целиком состоит из фантастических представлений о действительности. Личность ребенка во многом зависит не от характера и не от ума, а от природных свойств воображения. Ключ к ребенку – не в поведении его, а в его воображении. Кто хочет овладеть поведением, тот ничего не добьется; но все сделает с ребенком и подростком тот, кто овладеет его воображением. Красный крокодил.
2-1-18 Играя, ребенок не познает, не изучает мир, а … просто играет, творит, строит свой мир в фантастических формах. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой.
2-1-19 В свойствах воображения кроются все таланты.
2-1-20 Итоги: воспитание сложнее, чем проблемы «слушаться – не слушаться». Необходимо создавать условия для возникновения подлинных желаний ребенка, а не воевать с его природой.
2-1-21 Душевный труд, труд души. Что такое душа? Вот что такое душа – это желания человека, чувства, вера, надежда, любовь в их единстве. «Эмоционально-волевая сфера». Воспитывать можно только всю душу в целом.
2-1-22 В душе – подлинная суть человека. Душа – самое дорогое: с рождения, еще до ума образовалась она во мне, в виде самых первых, простейших желаний возникла и живет во мне. Душа – таинственное: я не знаю, как появляются во мне желания-чувства. Душа своевольна: не принудишь любить или хотеть, не заставишь верить или страдать.
2-1-23 Вера – материал, из которого выстроен внутренний мир. Надежда – его план, маршрут его движения. Нет веры – желания не рождаются, нет надежды – желания угасают. Вера, надежда, любовь – не просто поэтический набор, это первая забота каждого воспитателя, а может быть, и единственная забота. Описание парализованной души: человек ни во что не верит, ни на что не надеется, никого и ничего не любит.
2-1-24 Как чувства влияют на знания? Как знания действуют на чувства? Знания и чувства связаны верой. Душе нужна вера. Разум нужен человеку, чтобы он, человек, был в состоянии верить. Верю или не верю – вот пресс разума на чувства.
2-1-25 Вера в правду, в людей, в жизнь соединяет, собирает внутренний мир человека. Воспитывать – значит вселять в ребенка веру в успех. Моральный уровень человека прямо пропорционален его вере в высшие человеческие ценности, в правоту и победу своего дола.
2-1-26 Надо научить маленького человека трудом души поддерживать веру, не впадать в безверие, не падать духом. Укрепить веру ребенка в силу добра и правды не так легко, как кажется. Родители не могут представлять зло как добро, не могут и скрывать зло. Они могут лишь одно: быть источниками добра, источниками доброго взгляда на мир. Чем больше зла окружает ребенка, тем больше душевных сил приходится тратить, чтобы противопоставить ему добро.
2-1-27 И духовное развитие не может быть совсем безболезненным. Вера в добро укрепляется, укореняется в душе и становится мировоззрением. Естественный путь воспитания: от детской слепой веры в добр – через кризис, через сомнения, через собственные поиски правды в людях, в жизни – к мировоззрению, глубоким и стойким убеждениям. Не имея высокой общественной цели, человек погибает душой. Только силы веры, любви и надежды бесконечны, все другие силы рано или поздно иссякают.
2-1-28 Надежда – стойкость сердца. Как придет она к ребенку? Способность надеяться взращивается в детстве и становится душевной силой человека
2-1-29 Две противоположные задачи: научить ребенка надеяться на жизнь и научить его надеяться на самого себя.
2-1-30 Шоколадка. «Я впервые понял, что такое любовь».
2-1-31 Любовь и совесть правят миром… Желание-да и желание-нет. От любви все добро в мире. Это сила жизнеутверждения. От страха все зло в мире. Это сила жизнеотрицания. Лень – мать всех пороков. А кто отец их? Страх.
2-1-32 Воспитывать сердце – значит управлять радостью ребенка. Радость управляет желаниями, желания составляют внутренний мир – личность. Воспитание сводится к тому, чтобы ребенок испытывал радость от встречи с добрым и чтобы ребенок испытывал радость от достижения цели.
2-1-33 Чувство радости от положительной цели длительно: человека захватывает, радует процесс достижения цели. Радость, доставляемая отрицательной целью, длительной быть не может: она приходит в момент достижения или предвкушения цели. Зло основано на страхе и нацелено на уничтожение. И лишь очень сильное желание добра рождает такую силу, которая недоступна злу.
2-1-34 Побольше радовать ребенка. Любовь – радость или желание радости. Радость жизни – любовь к жизни – любовь к человеку – вот как развивается способность любить. Радостью избаловать невозможно. Радоваться успехам ребенка. Для воспитания важно не столько быть любимым, сколько любить. Что может любовь – того ни долг, ни совесть, ни закон, ни мораль не могут. Радость – первая ступенька к любви.
2-1-35 Учить детей многообразным чувствам. Воспитание сердца почти всё идет на бессловесном уровне. Чувство отличается от мысли тем, что его нельзя передать непосредственно. Способность любить – высшее достоинство ребенка. Труд жизни начинается с труда души – с любви. Ни ум, ни руки не работают как следует, если не трудится душа.
2-1-36 Как рождается зло в душе ребенка? А что, если мы, не зная механизма происхождения дурных чувств, сами укореняем их в душе?
2-1-37 Движение изнутри (направленное! К цели!) встречается с движением внутрь. Образуется тоннель – цели сливаются, качества закрепляются. Только доброе с добрым дает добро, только дурное с дурным складывается во зло.
2-1-38 Мы сами сеем зло. Не противопоставлять детскому злу зло взрослых, никоим образом не посягать на ребенка – вот простая стратегия воспитания. Ответ на вопрос о причине зла можно назвать определенно и недвусмысленно: всякое посягательство на ребенка, на человека есть зло. Посягательство рождает явный или тайный страх, а страх вызывает дурные чувства или свойства. Веками целью педагогики было – посеять страх в душе ребенка. Вместе с этим страхом сеяли зло и говорили потом. Что зло – от рождения и надо с ним бороться. На самом деле цель воспитания – избавить ребенка от страхов и, значит, от зла.
2-1-39 Всякое посягательство на то, что дорого человеку, всякое нарушение его чувства безопасности и потребности в развитии есть зло. Мы посягаем на ребенка и порождаем в его душе зло не только потому, что мы невежественны, а потому, что зло есть в мире, и, следовательно, оно есть и в нас. Даже в бесчеловечном окружении человек может оставаться добрым, не причинять страданий людям. В любых условиях можно вырастить добрых детей.
2-1-40 Пробудить в ребенке доброе чувство человека. Будем потихоньку учить маленького человека чувствовать человека. Восемь правил, чтобы не доставить горесть человеку.
2-1-41 Притча о Мальчике-с-палочкой. «Как же я ее отниму?»
2-1-42 Что значит слово «чувство»? Прием у Делового человека. Деловой человек в семье.
2-1-43 Чувство: острое, волнующее, горячее желание добра другому безотносительно к себе. Воспитание сердца – передача своего волнения. Нет волнения – нет и воспитания. Чего мы хотим? Счастья иметь детей, счастья иметь благополучных детей или детского счастья?
2-1-44 Злое чувство рождается мгновенно, а доброго приходится дожидаться. Случай у телефона-автомата.
2-1-45 Закон шубы – один из главных законов воспитания: ложный повод – истинное чувство. Чувство не может быть ложным. Чувство всегда свое, ты его испытываешь или нет.
2-1-46 Две задачи у нас: не вызывать злого чувства в сердце ребенка и вызвать доброе желание, доброе чувство. Одно очевидно: распространенными мерами вроде замечаний и наказаний сердце ребенка не воспитаешь. Попрек, Упрек, Замечание, Оскорбление – ПУЗО. Воспитанием от пуза любви не научишь, это невозможно.
2-1-47 Великий источник чувства – первая любовь. Любовь – поиск абсолютной безопасности и абсолютного развития.
2-1-48 Что такое любовь?
– … это когда …
– Любовь – это… Я не знаю, что это такое. Любовь – это когда очень хочется жить.

Голосование

Выберите из списка обсуждаемых на вебинаре цитат три наиболее понравившиеся Вам.

Проголосовать